Уважаемые Челябинцы! В связи с участившимися случаями гибели детей и взрослых на водных объектах в летний период 2019 года, а также в связи с установившейся теплой (жаркой) погодой, способствующей увеличению отдыхающих на водных объектах, в целях предупреждения несчастных случаев напоминаем о необходимости соблюдения мер безопасности на водных объектах и недопустимости купания в несанкционированных местах. Берегите себя и своих близких!

Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Особую значимость в современной системе дошкольного образования приобретает проблема формирования основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Причиной ее актуальности является повышение требований со стороны государства к реализации прав детей в связи с ухудшением их положения, снижением уровня здоровья, ростом социальной дезадаптации.

Большой вклад в развитие теории и практики правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли представители различных наук (С.А. Козлова, Э.К. Суслова, В.И. Ашиков, Е.В. Рылеева и др.). Вместе с тем, изучение научно-педагогической литературы показало, что не все его правовые аспекты исследованы и разработаны в равной степени. На сегодняшний день, наиболее актуальной является проблема формирования основ правового сознания у старших дошкольников: не достаточно полно разработано содержание работы с детьми и их родителями по ознакомлению с правами человека; не выявлены наиболее эффективные формы и методы работы; не определены критерии сформированности основ правового сознания дошкольников образовательного учреждения.

Сущность правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного к ним отношения.

Правовое воспитание на начальных этапах становления личности ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой процесс, направленный на создание условий для приобщения ребенка к национальным и общечеловеческим ценностям, на основе которых происходит усвоение элементарных правовых норм.

Старший дошкольный возраст (5-7лет) - период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности детей. В этот период детства «ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, сосредоточение общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представление о действительности, способы активного воздействия на мир, роявления эмоционально-оценочного оценочного отношения к происходящему.

Основы правовой культуры ребенка старшего дошкольного возраста представляют собой совокупность элементарных нравственно-правовых представлений о правах человека, нравственно-правовые суждения о событиях окружающей действительности, ценностные ориентации и отношения, адекватные представлениям, суждениям, ценностным ориентациям модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых людей.

В дошкольный период, на начальном этапе формирования личности ребенка, передача правовых ценностей возможна только с учетом их возрастных особенностей.

По мнению ученых, в основе процесса формирования личности ребенка заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усвоить в виде представлений, обеспечивающих развитие нравственно-правовой культуры и социально-приемлемое поведение в обществе сверстников и взрослых.

С.А. Козлова считает необходимым формирование у ребенка представления о самом себе, о правах и обязанностях. Важно не просто информировать ребенка, необходимо, прежде всего, формировать оценочное отношение дошкольника к социальным явлениям, фактам, событиям.

Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась по двум направлениям: работа с детьми и работа с их родителями.

Содержание реализовывалось в специально-организованных формах работы с детьми (занятие, беседа). Занятия проводились один раз в месяц, продолжительностью 25-30 минут. Закрепление материала происходило в процессе повседневной совместной и самостоятельной деятельности воспитанников и на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, конструирование, изодеятельность, ручной труд). Работа осуществлялась как со всей группой, так и с небольшими подгруппами, что стимулировало не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку.

Основные виды детской деятельности: познавательная, игровая, художественно-игровая, художественно-творческая, музыкальная, трудовая, а также сочетание в рамках образовательного занятия разнообразных видов деятельности (конструктивной и трудовой, речевой и изобразительной, музыкальной и театральной). Каждый из перечисленных видов деятельности формирует у детей умения соподчинять свои интересы и желания с желаниями и интересами сверстников, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.

Большая часть образовательных занятий проводилась с участием сказочного героя (путешествие с Незнайкой в Солнечный город, путешествие с Элли в Изумрудный город). На занятиях использовались разнообразные художественные средства, способствующие погружению в культуру и историю родной страны: музыкальные средства, фольклор (поговорки, пословицы, заклички); литература (сказки, легенды, сказания, былины); изобразительное искусство (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство). В процессе проведения занятий дети решали творческие задачи: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Совместно с воспитанниками разработана «Декларация прав группы».

 

Формы организации взаимодействия с родителями: просветительские беседы, обучающие тренинги, День открытых дверей, традиционные праздники-концерты («Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «День матери», «Папы - Защитники Отечества», «День здоровья», «Вот и стали мы на год взрослей»); изготовление генеалогического древа «Твои корни малыш» и альбомов с фотографиями и рисунками «Моя жизнь» и другие. В рамках работы с родителями большое внимание уделялось содержательности и доступности информации посредством оформления буклетов, памяток, информационных стендов: «Ребенок и его права», «Наказывая, подумай, зачем? (7 правил для всех)», «Как любить ребенка», «Воспитание мальчиков и девочек», «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки»», «Как развивать у ребенка чувство ответственности».

Расходование пожертвований

Уважаемые родители! Доводим до Вашего сведения информацию по расходованию добровольных пожертвований за апрель 2013года

остаток на начало месяца 1269,21

Доходы

всего поступило на расчетный счет, руб 6150,00

Расходы

всего выбыло с расчетного счета, руб. 5720,00

в т.ч:

ООО "СМП банк"

услуги банка 1040,00

Транспортные расходы 3000,00

ООО "Уралпрофит" шкаф для посуды 1680,00

Остаток на конец месяца 1699,21

 

Благодарим всех  родителей  за оказанную помощь детскому саду

Заведующий МАДОУ ЦРР ДС 473 Е.П.Кудрявцева

Главный бухгалтер Е.П.Алексеева

 

Уважаемые родители!
Доводим до Вашего сведения информацию

по расходованию добровольных пожертвований
за 1квартал2013года

остаток на 01.01.13

150,00

Доходы

всего поступило на расчетный счет, руб

40199,07

Расходы

всего выбыло с расчетного счета, руб

39079,86

в т.ч:

услуги связи

0,00

транспортные услуги

0,00

коммунальные услуги

0,00

содержание помещений

2090,00

прочие работы,услуги

7804,90

прочие расходы

0,00

основные средства

12315,00

хозяйственные материалы

16869,96

Остаток

на конец месяца

1269,21

 

Благодарим всех  родителей  за оказанную помощь детскому саду



Заведующий МАДОУ ЦРР ДС 473

Е.П.Кудрявцева



Главный бухгалтер

Е.П.Алексеева