Уважаемые Челябинцы! В связи с участившимися случаями гибели детей и взрослых на водных объектах в летний период 2019 года, а также в связи с установившейся теплой (жаркой) погодой, способствующей увеличению отдыхающих на водных объектах, в целях предупреждения несчастных случаев напоминаем о необходимости соблюдения мер безопасности на водных объектах и недопустимости купания в несанкционированных местах. Берегите себя и своих близких!

Этическая беседа

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями программы. Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его. Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно, то дети задают вопросы, у них возникают яркие эмоции, оценки. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

В старшей группе детского сада целесообразно провести беседы на темы: "Умеем ли мы дружить?", "Учимся помогать товарищам", "О справедливости" и др.

Методика проведения этических бесед разработана В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной и другими исследователями.Исследованиями Е. Р. Смирновой, В. М. Холмогоровой установлено, что истинная нравственность развивается в дошкольном возрасте не через самосознание и не через усвоение моральных норм, а через воспитание особого видения другого и отношения к нему.

Таким образом, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим - поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

· постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;

· подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

· поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей. Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образцами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т.д. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

· Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

· Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

· Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

· Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);

· Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся и на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в старшей и подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4 - 5лет составляет 20 минут, с детьми 6 - 7 лет – 30 - 35 минут. Кроме того надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

· умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

· уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;

· правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

· могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;

· при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

· объясняют мысль знакомых пословиц;

· могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

 

Опыт работы

Художественная литература как одно из средств формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

из опыта работы

Моховой Татьяны Юрьевны

МАДОУ ЦРР ДС № 473

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём».

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли работы учёных: В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, М.С. Маслова, Н.М. Щелованова.

Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство» ориентирована на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а

Цель данной работы - выявить возможности художественной литературы как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Изучить процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Подобрать художественную литературу для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Были поставлены задачи:

1.Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе;

2.Определить значение художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников;

3.Выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.

4. Подобрать художественную литературу

В ходе решения поставленных задач, использовались такие методы, как теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с родителями и детьми, словесные и наглядные методы

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, которую можно эффективно решить с помощью использования в работе художественной литературы, т.к. в дошкольном возрасте художественное слово имеет значимое влияние на сознание ребёнка. Посредством художественного слова малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует  мировоззрение.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому была обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А.С. Макаренко. [6,97]

«Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская.

В этой каждодневной деятельности совершаются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и мы постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Воспитатель переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.

Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, мы закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм (“Уложи куклу спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накорми куклу обедом” и т.п.). Для закрепления культурно-гигиенических навыков используем сюжетно-ролевую игру.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»).

Особое внимание уделяем использованию художественной литературы, т.к. художественное слово позволяет лучше запоминать и устанавливать причинно-следственные связи в действиях ребёнка. Художественное слово позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе разыгрываем маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Использование художественного слова, весьма эффективное средство в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают, полюбившие им потешки стихи, сказки. В товремя, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и т.д.

Использование художественного слова, создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.


Из опыта воспитателя

Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению текстов сказочного содержания.

Из опыта работы воспитателя

МДОУ ЦРР№473 Толкодубовой А.В.

   Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание. Но прежде всего, необходимо разобраться, чем, же отличается сказка от любого другого литературного текста.

   Главная отличительная особенность сказки - это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.
Как правило, сказка держится на каком-либо жизненном правиле (или нескольких правилах). Тем самым определяется тема сказки.

   Для того, чтобы читатель или слушатель осознал тему и принял эти жизненные правила, введены их носители. Это герои, их поступки, действия в определенном месте, времени. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами. В сказке в уста героя могут быть вложены жизненные правила, назидания, мудрость, накопленные человечеством. И эта назидательность выглядит достаточно естественно, ненавязчиво.

   Необычность, отвлеченность таких признаков, как время и место, передаётся такими словами, как "Где-то в тридесятом царстве", "В одной деревеньке" (неизвестно какой), "Далеко отсюда", "За тридевять земель", и время "В стародавние времена", "В далеком прошлом" или "Однажды".

    Особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний. К выразительным средствам можно отнести и гиперболизацию какого-либо признака. Если Царевна прекрасна, то она прекрасна во всех отношениях. А если герой - злодей, то это свойство также доведено до крайности. В качестве выразительных средств выступают стихотворные тексты, прибаутки, которые играют не только роль эмоционального окраса сказочного текста, но и выступают как особенность в речи, присущая только таким текстам.

   Достаточно четко прописаны традиции начала сказки и окончания, выраженные в образных словосочетаниях. Это слова, которые позволяют свернуть время (долго - коротко) или расстояние (не далеко - не близко).

   Для обучению детей сочинению сказок мы используем различные модели.  В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации.

   Для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, мы учим их записывать схемами придуманный текст. Запись текста  сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. При такой записи схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.

   Второй приём, используемый нами при обучении детей составлению сказок, это применение слов – связок для продолжения повествования, а так же образные словосочетания для обозначения начала и конца сказки.

   Работа с детьми по сочинению сказок сначала носит коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели, используя  слова – связки и словосочетания, определяющие начало и конец сказочного текста.

    В своей работе мы используем приёмы сотворчества – дети сочиняют сказку, а взрослый (педагог или родитель) записывает. Затем содержание сказки оформляется в книжку- самоделку или индивидуальный альбом ребёнка. Дети рисуют иллюстрации, сшивают книжку, оформляют обложку.

   Пример: Сказка «Приключения муравьишки». Авторы Ишмурзина Женя, Третьякова Алиса, Никитина Алиса, Шунайлова Ксюша, Костин Глеб.

«Жил-был муравей. И однажды он поехал к своей бабушке – муравьихе. Когда он приехал к бабушке, они попили чай с печеньем и конфетами. Потом муравей пошел гулять и взял сачок, чтобы ловить бабочек. Он поймал бабочку и понес ее домой и заблудился. Когда он заблудился, то шёл дальше от бабушкиного дома, и нашёл волшебный прутик. Этот прутик был волшебный, потому что указывал дорогу. Прутик указал муравьишке путь. По нему муравьишка пришёл к паучку. Он рассказал паучку о своей беде, и паучок сплёл паутину, чтобы муравьишка залез высоко по паутине и увидел дом бабушки. И тут муравьишка сел на бабочку, которую он поймал, и бабочка отнесла муравьишку к дому бабушки. Вечером муравьишка, его бабушка и бабочка стали пить чай. С тех пор они стали жить долго и счастливо».

   Третий приём называется «бином фантазии». Это способ придумывания весёлых историй на основе объединения несовместимых, на первый взгляд, понятий.

    Перед детьми на столе находятся два набора картинок: в первом – картинки с изображением животных и людей, во втором – картинки с изображением предметов. Из каждого набора дети берут наугад по одной картинке, и, соединяя слова – обозначения с помощью предлогов или изменения падежа, ребёнок придумывает предложение, которое будет служить названием будущей сказки. В зависимости от названия развивается сюжет сказки.

               Пример: Сказка  «Зубная щётка будущего». Автор Белоконный  Сергей (6лет).

«Жила – была зубная щётка. Но это была не простая щётка. Она умела ходить и летать на турбодвигателе с антеннами. Она умела петь песенки, когда чистит зубы, чтобы было веселее. У неё есть будильник и диски для музыки. А ещё есть компьютер, чтобы выбирать щетинки для чистки. Однажды эта зубная щётка захотела стать доктором, чтобы самой лечить больные зубы и к доктору не надо ходить. У неё появились отвёртки и верёвочки, для того, чтобы выдёргивать больной зуб. Она сначала лезет в рот и смотрит, здоровы ли зубы. Если есть зубная болезнь, то чистит синей пастой, если нет болезни – красной. С тех пор она очень хорошо чистит зубы и лечит их». 

    Таким образом, организованная нами работа по составлению сказочных текстов, позволяет ребёнку чувствовать себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Приобретённый опыт творческой деятельности дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогают ребёнку быть более открытыми и свободными в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, повысить самооценку.

Литература.

1.     Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду.- СПб.: ДЕТМТВО – ПРЕСС, 2005.

2.     Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.

3.     Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2009.

4.     Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников.- Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.

 

 

Основные цели воспитания и обучения детей в детском саду

Основными целями воспитания и обучения детей в детском саду являются:

  • Содействие становлению ребенка, как личности, воспитание эмоционально-благополучного, разностороннего счастливого ребёнка;
  • Выявление и развитие способностей каждого, формирование готовности к обучению в школе.

Единство содержательного пространства в ДОУ обеспечивается реализацией во всех группах программы «Детство», обеспечивающей обогащенное развитие детей дошкольного возраста. Девиз программы: «Чувствовать - Познавать -Творить!»

Линия «Чувств» определяет задачу развития эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, проявлению гуманного отношения в деятельности, поведении, поступках.

Линия «Познания» основывается на чувстве удивления и восхищения. Ее задача способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Линия «Творчества» решает задачу пробуждения творческой активности детей, стимулирования воображения, фантазии.

Базовой задачей является осуществление укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

В группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательный процесс строится на основе программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е..А..Екжановой и Е.А .Стебелевой. Её цель: обеспечить каждому ребенку максимально возможный уровень развития через коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей ребенка и психолого-педагогического и клинического заключения.

Весь педагогический процесс строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и рост его самостоятельности и творчества.

Из опыта работы

Использование техники изонити в краеведении с детьми старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы воспитателя

МДОУ ЦРР №473 Толкодубовой А.В.

Все мы должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому, что все взаимосвязано.

Одна из основных задач ознакомления старших дошкольников с родным краем, является активизация восприимчивости к наглядному материалу. В качестве обучающей среды на занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей мы предлагаем использование новых технологий, одной из которых является техника изонити.

Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью способствуют развитию:

· Мелкой моторики пальцев рук;

· Сенсорного восприятия;

· Глазомера;

· Логического мышления;

· Воображения;

· Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить дело до конца).

На занятиях дети приобретают навыки владения шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами. Цель занятий – развитие способности детей к наглядному моделированию. Цикл занятий состоит из двух разделов:

1. Изображение углов; моделирование с их использованием образов;

2. Изображение окружностей; моделирование с их помощью образов.

Прежде чем приступить к работе изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, чтобы изобразить птицу, можно просто нарисовать её, или сконструировать из бумаги, или вылепить. А можно выполнить в технике изонити, используя чудесным образом переплетающиеся нити.

Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы изонитью, показать, как ими пользоваться.

Нельзя забывать, что среди базовых характеристик старшего дошкольника выделяется креативность – способность к творческому самовыражению в деятельности, к которой наблюдается предрасположенность. Потому мы считаем, что занятия изонитью лучше проводить в форме своеобразного кружка. Данные занятия строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества. Эти занятия проводят не только воспитатели, но и родители воспитанников. Система занятий в кружке обеспечивает развитие детских творческих замыслов от принятия идеи взрослого к выбору варианта, а затем к самостоятельному целеполаганию.

При планировании занятий по блокам краеведения «История жизни человека на Южном Урале», «Мой дом – Южный Урал», «Челябинск – мой родной город» мы предлагаем систему занятий по «Изображению объектов реального мира с использованием техники изонити», опираясь на следующие задачи:

· Привить умение использовать знания, полученные на занятии по краеведению;

· Воспитывать эстетический вкус через умение подбирать средства художественной выразительности образа;

· Развивать активный и пассивный словарь.

. Занятия проводятся с одной подгруппой детей из 6-10 человек. Длительность занятий 30 минут.

В качестве наглядных пособий на занятиях используются слайды, фотографии, картинки с изображением Уральских гор, животных и растений Южного Урала, архитектурных сооружений Челябинска и древнего деревянного зодчества; предметы национальных костюмов жителей Южного Урала; иллюстрации к сказам П.П.Бажова.

Тематический план занятий с детьми старшего дошкольного возраста по изображению объектов реального мира с использованием техники изонити.

Темы занятий по краеведению.

Задачи.

Темы занятий по изонити.

1.«Быт и традиции наших предков».

1.Вызвать интерес к жизни предков.

2.Познакомить детей с особенностями национальных костюмов: русских, татар, башкир.

3.Дать сведения о народных жилищах.

1. «Укрась узором ичиги (тюбетейку, сарафан, халат).

2.«Девочка в русском сарафане».

3.« Русская изба».

2.«Мой родной край – Южный Урал».

1.Познакомить детей с природно-географическими зонами Южного Урала.

2.Дать детям сведения об исторических природных объектах.

3.Систематизировать знания детей о сказах П.П.Бажова.

4.«Уральские горы».

5.«Каменный цветок».

3.«Природа Южного Урала».

1.Познакомить детей с флорой и фауной Южного Урала.

2.Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида, строения некоторых растений и животных.

6.«Птицы Южного Урала».

7.«Растения Южного Урала».

4.«Архитектура города Челябинска».

1.Познакомить детей с историей строительства и заселения города.

2.Дать представление об особенностях расположения современного города, постройках.

3.Закрепить умение узнавать на фото знакомые архитектурные объекты.

4.Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

8.« Построй крышу Торгового Центра».

9.«Телевизионная башня».

Литература.

1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000.

2. Градусова Л.В., Савко Н.А, Тропинская Е.Н.Знакомим дошкольников с родным краем (из опыта работы): методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2007.

3. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2002.

4.Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Магнитогорск: МаГУ, 2003.

Еще статьи...

  1. Конспекты занятий