Детский сад для всех

«Мой профсоюз», №06 от 6 февраля 2014 года

Детский сад для всех

Проект по созданию инновационной развивающей среды для организации инклюзивного образовательного пространства

Цель проекта: Создать инновационную модель развивающей среды, обеспечивающую коррекционно-развивающую деятельность, направленную на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Газета

Номинация «Мы из будущего». Победитель - подгоренский детский сад №2, Подгоренский муниципальный район, Воронежская область

Задачи:
- внедрить в практику инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды;
- укомплектовать образовательное пространство оборудованием для комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ;
- создать благоприятный, комфортный микроклимат для детей с разными психофизическими особенностями развития;
- формировать толерантное сообщество детей, родителей и социального окружения.

Краткое описание проекта, актуальность
В нашем обществе остро стоит проблема предоставления услуг дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование. Назрела необходимость модернизации образовательной среды с целью осуществления квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ для их дальнейшей социальной адаптации и обучения.
Наш детский сад наряду со всеми дошкольными учреждениями района, реализуя основную общеобразовательную программу, не имеет условий для удовлетворения особых образовательных потребностей таких ребят.
В детском саду есть два незадействованных групповых блока, площадь которых составляет 251 квадратный метр. Данные помещения находятся на двух этажах отдельного крыла и могут быть выделены для работы с детьми с ОВЗ.
Отдел образования администрации Подгоренского муниципального района обязуется (гарантийное письмо от 05.08.2013 г.) произвести капитальный ремонт данных помещений в 2014 году. В результате привлечения спонсорских средств в детском саду будет произведен ремонт асфальтного покрытия с установкой пандуса.
Наш проект подразумевает создание инновационной модели развивающей среды: организацию групповой ячейки и блоков психолого-педагогического сопровождения и двигательной активности для пребывания детей с ОВЗ и коррекционно-развивающей работы с ними. В настоящее время штатное расписание включает следующих специалистов: педагога-психолога, социального педагога, логопеда, медицинскую сестру (Подгоренская ЦРБ), что позволяет планировать работу с детьми данной категории.
Планируется создание инклюзивной группы, две трети которой будут составлять ребята, развивающиеся в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением. В зависимости от контингента детей, включенных в инклюзивное пространство, развивающая предметная среда будет иметь свою специфику и обеспечит условия для полноценного развития всех видов детской деятельности. (См. таблицу.)

Этапы проекта
I. Подготовительный этап
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, современных научных разработок в области организации образовательного пространства.
2. Анализ существующих условий и их преобразование в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
3. Организация методической работы в детском саду с целью внедрения опыта инклюзивного образования для воспитателей и узких специалистов.
4. Организация сертификационных курсов для медицинской сестры с целью получения специализации «массажист».
5. Заключение договоров с дизайнерскими компаниями, осуществляющими работу по оформлению помещений.
6. Создание сетевого взаимодействия с поставщиками оборудования.
II. Основной этап
1. Зонирование выделенных помещений с учетом оптимального использования пространства.
2. Составление перечня необходимого оборудования для зон.
3. Оформление заказов с фирмами - поставщиками оборудования.
4. Поставка и установка оборудования.
5. Эстетическое оформление зон предметно-развивающей среды.
III. Заключительный этап
1. Получение от контролирующих органов заключений соответствия предметно-развивающего пространства установленным нормативам (Роспотребнадзор, прокуратура, пожарная инспекция).
2. Методическое обеспечение функционирования инклюзивной группы.

Планируемый бюджет
Спонсорские средства - 240 тысяч рублей;
средства муниципального бюджета - 10 млн рублей;
средства гранта - 2 млн 282 тыс. рублей.
Итого - 12 млн 522 тыс. рублей.

Ожидаемый результат
Данный проект позволит создать инновационную модель развивающей среды, обеспечивающую коррекционно-развивающую деятельность, направленную на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей появится возможность контакта с их сверстниками, развивающимися в соответствии с возрастной нормой. Гибкий режим пребывания с постепенным увеличением нагрузки позволит создать безбарьерную среду развития. Активная просветительская работа с родителями поможет им решить наболевшие вопросы воспитания и образования детей с ОВЗ. Реализация этого проекта позволит нам получить статус экспериментальной площадки для накопления и дальнейшего распространения опыта по данному направлению.

От первого лица

Светлана ПАВЛЕНКО, заведующая подгоренским детским садом №2:

- В 2013 году впервые состоялся Всероссийский интернет-конкурс «Детский сад. От прошлого к будущему». Он дал возможность всем детским садам России заявить о себе. Наш коллектив представил проект «Детский сад для всех» по созданию инновационной развивающей среды для организации инклюзивного пространства. Известие о том, что мы стали победителями в номинации «Мы из будущего», и приглашение принять участие в финале конкурса «Воспитатель года России-2013» стало для нас неожиданным и очень радостным событием.
Неделя, проведенная в Москве, запомнится мне надолго. Всех участников покорила прекрасная организация мероприятия, возможность общения с творческими, необыкновенно яркими людьми. На этом конкурсе была возможность почерпнуть новые творческие идеи, ознакомиться с опытом коллег, поговорить о наболевших вопросах с представителями Министерства образования и науки. Этот праздник, объединивший шестьдесят регионов нашей страны, вдохнул новые силы в каждого участника, желание действовать, творить, находиться в постоянном поиске, совершенствовании.
Церемония награждения, проведенная в мэрии Москвы, была торжественной и волнующей.
Я хочу поблагодарить Общероссийский профсоюз образования, всех, кто организовывал и проводил эти конкурсы, показавшие, что дошкольное образование возрождается, выходит на новый уровень. Такие конкурсы нужны детским садам, они дают возможность творческого роста, обмена опытом, установления новых контактов.